Как уберечься от телефонных мошенников в 2024 году. Советы и Рекомендации
Мошенничество по телефону – распространенная категория преступлений. Хотя бы раз в жизни с попытками обмана по телефону или интернету сталкивалось 83% россиян. Общая сумма, похищенная телефонными мошенниками за год, превысила 100 млрд. руб.. В 2022 году россияне 1,8 млрд. раз воспользовались формой обратной связи банков, чтобы сообщить о попытках обмана по телефону в банковской сфере. При этом большая часть случаев остается незарегистрированной. По этой причине важно заранее разобраться, как обезопасить себя от телефонных мошенников. Если ситуация уже произошла, и вас обманули, действуйте незамедлительно. Помочь вернуть средства и повысить шанс на защиту интересов может юрист по мошенничеству.
Почему мошенничество по телефону стало возможно?
В основе мошенничества всегда лежит получение доступа к личным данным клиента. Их собирают компании, с которыми гражданин РФ сотрудничал. Бизнес использует сведения, чтобы продвигать продукцию. Сведения используются и при регистрации на государственных порталах. Информация нужна для идентификации гражданина, получения права на удаленное использование услуг.
Сведения хранятся в базах данных. Они защищены протоколами шифрования и другими средствами, призванными предотвратить несанкционированный доступ. Однако базы данных все равно взламывают. Иногда причиной утраты сведениями конфиденциальности становятся действия самого гражданина. В результате информация становится доступна третьим лицам. Они могут использовать ее, чтобы попытаться обмануть человека.
Виды мошенничества по телефону
Чтобы понимать, как защитить себя от телефонных мошенников, необходимо изучить способы обмана, которые применяют злоумышленники. Обычно они используют следующие методы:
1. Просят сообщить данные карты. Этот метод базируется на доверии и незнании гражданином правил безопасности. Предыстория может быть любой. Так, жертву могут попросить предоставить код из СМС или с задней стороны карты и сообщить срок ее действия, чтобы выполнить замену, перечислить деньги за товар и т.п. Результат всегда один – мошенники получают возможность совершать операции с денежными средствами и списывают их со счета.
2. Звонят, представляясь сотрудниками службы безопасности банка. Обычно мошенники пытаются напугать людей. Они говорят о подозрительной активности и попытке списать средства со счета. Липовый сотрудник банка заверяет, что нужно перевести деньги по указанному адресу, чтобы защитить их, или предоставить данные карты для остановки мошеннических операций. При этом потом обещают вернуть средства. Иногда клиенту предлагают авторизоваться на портале, чтобы самостоятельно пресечь подозрительную активность. При этом на телефон приходит ссылка. Когда пользователь переходит по ней и вводит данные, со счета списывают средства. Программы собирают информацию и позволяют мошенникам получить доступ к аккаунту пользователя.
3. Представляются сотрудниками МВД или других ведомств. Человека вновь заверяют о том, что в его отношении хотят совершить мошенничество. Основная цель таких действий – усыпить бдительность, а также получить возможность влиять на поведение человека. Ему могут сообщать о необходимости пересчета пенсии, возможности получения новых социальных выплат. Для их начисления нужно лишь сообщить номер карты. Если это сделать, деньги не начислят, а спишут.
4. Звонят с подменных номеров. У большинства банков есть короткие номера, с которых компания всегда отправляет сообщения или звонит. Доступ к ним финансовая организация не предоставляет никому. Однако есть программы, которые маскируют настоящий номер звонящего. В результате человек видит обманный идентификатор. Проблема стоит остро. Чтобы хоть как-то устранить ее, были внесены поправки в закон «О связи», позволяющие блокировать звонки и сообщения с подменных номеров.
5. Отправляют сообщения о неверном переводе средств. Затем владельцу поступает просьба вернуть сумму. Однако о ней есть только сообщение. Деньги не счет не поступают. Чтобы напугать владельца номера, мошенники могут угрожать обращением в полицию или к оператору с требованием о блокировке телефона.
6. Звонят и говорят, что близкий родственник или член семьи попал в беду. Часто такие обращения поступают ночью, когда жертве сложнее разобраться после сна, что произошло. Пожилых людей могут заверять, что их дети совершили правонарушение, и им нужны деньги, чтобы откупиться от пострадавшего. На деле человек, о котором говорят мошенники, ничего не знает о происшествии.
7. Сообщают о выигрыше в лотерею. От пользователя требуется лишь оплатить издержки за пересылку приза.
8. Отправляют сообщения с просьбой перезвонить. Причем указывают завлекающую или важную причину – проблемы с банковской картой, выигрыш в лотерею, получение наследства. Когда человек звонит, ему долго не отвечают. Затем он обнаруживает, что с его счета списана большая сумма денежных средств. Дело в том, что звонок платный. Причем установлены огромные тарифы.
9. Просят отправить сообщение на короткий номер. Обычно действие аргументируют тем, что человеку случайно подключили ненужную услугу, и действие необходимо для ее деактивации. Когда смс отправлена, со счета списывают большую сумму.
10. Заражают устройство вирусами. Жертва получает СМС о том, что ей пришло сообщение в новый мессенджер. Чтобы ознакомиться с информацией, необходимо перейти по ссылке и скачать приложение. Когда человек выполняет действие, на его смартфон загружается вирус. В результате мошенники получают полный контроль над гаджетом.
Это не все схемы, которые используют преступники. Настораживать должны любые просьбы собеседника передать данные карты, получить кредит или перевести ему деньги даже с целью их сохранения.
Можно ли проверить номер, с которого звонят?
Выяснив, чем опасны телефонные мошенники, стоит обратить внимание на способы их вычисления. Главный совет – лучше не отвечать на звонки с незнакомых номеров. Однако так есть шанс пропустить важный звонок. Чтобы понять, кто звонит, стоит пробить номер. Для этого достаточно ввести информацию в поиск и перейти на специальный сайт, на котором собрана информация о подозрительных звонках. Мошенники часто меняют номера телефонов. Однако обычно пользователи успевают отразить сведения о попытках обмана. В результате найти информацию можно довольно быстро.
Как вести себя во время разговора?
Выполнить разоблачение телефонных мошенников по телефону довольно просто, если проявлять внимательность. Получив звонок с незнакомого номера, помните о правилах общения. В первую очередь важно понять, чего от вас хотят. Насторожитесь, если:
1. На вас хотят надавить. Любая форма давления неприемлема, даже если звонящий представился сотрудником полиции. Лучше положить трубку, а затем самостоятельно связаться с уполномоченным органом и уточнить ситуацию. Главное не перезванивать по тому же номеру, а воспользоваться данными, которые указаны в интернете. Так вы с большей вероятностью свяжетесь с реальными представителями инстанций.
2. У вас спрашивают данные, которые нельзя передавать. Никогда не сообщайте код из СМС, пароль от Госуслуг, данные с обратной стороны карты. Эта информация не нужна для выполнения перевода.
3. Вас просят срочно снять деньги и перечислить их на другой счет, чтобы обезопасить. Потом средства обещают вернуть. Это манипуляция, поддавшись которой, вы потеряете сумму. Если вам рассказывают о ситуации, которая вызывает панику, обратитесь в отделение полиции или свяжитесь с банком, чтобы уточнить, действительно ли она имеет место быть.
4. Вам задают вопросы, на которые несколько раз подряд можно ответить только «да». Подобное действие также является манипуляцией, призванной побудить вас соглашаться и дальше.
5. Проблему нужно решать сразу. У человека нет времени подумать. Он не успевает понять, что отвечать телефонным мошенникам. В результате шанс на то, что обман удастся, выше.
6. Вам звонят представители уполномоченных органов или банков. Если у вас нет долгов, шанс на то, что их представители станут вас тревожить, минимален.
7. Собеседник пытается играть на ваших чувствах. Не все знают, как телефонные мошенники обманывают людей. Обычно преступники сообщают информацию, которая вызывает эмоции. В результате человек поддается им и с меньшей вероятностью замечает, что в его отношении совершают преступление.
Если ситуация кажется реальной, не бойтесь задавать уточняющие вопросы. Мошенники не смогут дать на них ответ. Причем вопросы не должны касаться ваших персональных данных. Они могут быть в доступе аферистов.
Ответственность за телефонное мошенничество
Отдельный закон о защите от мошенников отсутствует. Однако в России есть другие нормативы, которые призваны решать проблему с обманом. Например, в РФ работает Уголовный кодекс. В нем есть статья 159, определяющая наказание за мошенничество. За нарушение могут:
• наложить штраф в размере до 500 тыс. руб.;
• привлечь к обязательным, принудительным или исправительным работам;
• лишить свободы на срок до 5 лет.
Меру подбирают, учитывая особенности ситуации.
Что делать, если вас обманули?
Не всегда понятно, как избавиться от телефонных мошенников. Если вовремя заметить попытку обмана не удалось, необходимо незамедлительно обратиться в правоохранительные органы, подав заявление о мошеннических действиях. Подобный подход повысит шанс обнаружения нарушителей по горячим следам. Также необходимо заручиться поддержкой адвоката. Сотрудничество с ним повысит вероятность защиты ваших интересов.
Таким образом, внимательно относитесь к звонкам на мобильный с незнакомого номера. Всегда есть вероятность остаться без денег после такого разговора. Чтобы подобное не произошло, сохраняйте критичность мышления и подмечайте моменты, которые могут говорить о попытке мошенничества.
Информацию также стоит предоставить пожилым родственникам. Так вы повысите шанс на то, что они не попадутся на уловки.